Общие правила игры в нарды

Есть много различных разновидностей игры в нарды, у которых, разумеется, разные правила ходов, ставок, и начального положения шашек. Наиболее общие для всех способов игры являются ниже перечисленные правила:

  • Все игроки ходят по очереди.
  • Все шашки движутся по кругу, но в разных версиях в разные стороны и их движения фиксировано.
  • Привилегия первого хода определяется броском костей. Игроки бросают по одной кости, и первым, разумеется, ходит тот, кто выбросил больше очков. В случае если у обоих выпало одинакового количества очков, то бросок повторяется до тех пор, пока не определиться победитель.
  • Сначала игрок бросает две кости, так называемые зары и, выпавшие очки определяют возможные ходы. Кости бросают на доску. Они должны упасть на свободное место на доске, с одной стороны от бара. Если случилось так, что хотя бы одна из костей вылетела за пределы доски, либо кости попали в разные половины игровой доски, либо кость попала на шашку или встала неровно, то в таких случаях бросок считается недействительным и следует повторить его.
  • За один ход игрок может переместить любую свою шашку на столько, сколько выпало на одной из костей. К примеру, если выпало 2 и 4 очка, то игрок может за ход переместить одну любую из шашек на 2, а вторую — на 4, или же он может переметить одну шашку на 2, затем на 4 пункта, либо наоборот. Если выпадает дубль, т.е. на обоих костях выпадает одинаковое число очков, то игрок получает право ходить 4 раза на то количество пунктов, которое выпало на костях. Так же любое передвижение шашки должно осуществляться на полное количество очков, выпавшее на кости, т.е. если например, выпало четыре очка, то шашка должна преодолеть именно четыре хода.
  • В каждом варианте имеются некоторые запретные ходы шашек. Если разрешённых передвижений для комбинации очков нет, тогда игрок должен пропустить свой ход. Если есть хотя бы один возможный ход, то игрок не имеет право отказаться от него.
  • Если есть 2 способа хода, один из которых дает возможность использовать очки одной кости, а другой — обеих, то игрок обязан выбрать тот ход, который затратит максимальное количество очков. Если есть можно передвинуть только одну шашку, т.е. передвижение одной исключит передвижение другой, игрок должен двигать ту шашку, которая может пойти на большее количество пунктов. Если выпал дубль игрок должен по максимуму использовать свои очки.
  • Когда все шашки игрока в процессе перемещений по доске оказываются в своем «доме», то всеми последующими ходами игрок может выставлять их за пределы доски.Шашку можно убирать за доску, если номер пункта, на котором она стоит, равен числу очков, которое выпало на одной из костей. Но если все шашки расположены ближе к краю доски, чем выпавшее число очков, то следует убирать за край доски шашка из пункта, номер которого самый большой. 
  • Ничьих в нардах не бывает. Выигравший тот, кто первый выкинул все свои шашки за край доски.
  • За выигрыш игрок получает одно очко. Но если победитель уже выбросил все свои шашки за борт, а проигравший ещё даже не успел выкинуть ни одной шашки, то такая ситуация называется марс и победитель получает сразу два очка.