Короткие нарды - правила игры

Начальная позиция 

Игра происходит на доске, которая состоит из 24 узких треугольников, которые называются пунктами. Пункты чередуются цветом и объединяются в четыре группы по 6 пунктов в каждой. Самый дальний пункт является двадцать четвертым, он в свою очередь является первым пунктом для второго игрока.
У каждой группы есть название: дом — это пункты с первого по шестой, двор — с седьмого по двенадцатый, дом противника — девятнадцатого по двадцать четвертый, двор противника с тринадцатого по восемнадцатый. Дом разделен с двором планкой, которая называется бар и выступает над игровым полем.
Каждый игрок имеет в своем распоряжении пятнадцать шашек. При начальной расстановке шашки каждого игрока располагаются таким образом: 2 шашки в 24 пункте, 5 в 13, 3 в 8 и 5 в 6. Каждый игрок имеет свою пару костей и особый стакан, который нужен для перемешивания костей. Для того чтобы следить за текущей ставкой игры, существует кубик, на грани которого нанесены числа кратные степеням двойки 2, 4, 8, 16, 32, и 64.

Цель игры

Цель игры заключается в том, чтобы переместить все свои шашки в свой дом, а затем убрать их за пределы доски. Следовательно, тот игрок, который первым снял свои шашки, выигрывает партию.

Право первого хода

Каждый игрок бросает одну кость. У кого выпало больше тот и получает право ходить первым. Если количество выпавших очков одинаково то, оба кидают кости до тех пор, пока не выпадут разное количество очков.

Движение шашек

Перед тем как двигать шашки, игроки кидают пару костей. Число очков выпавших на каждой кости определяют, на сколько можно перемещать свои шашки. Движение шашек строго задано — они движутся от пунктов с наибольшими номерами к пунктам с наименьшими. Белые идут против часовой, а чёрные по — часовой стрелке. Шашка может переместиться только на пункт, который не занят 2 или более шашками противника.
Числа, выпавшие на обеих костях, составляют отдельные ходы. Например, если выпало пять и три, можно пойти одной шашкой на три, а другой — на пять, или наоборот, либо сразу переместиться на восемь пунктов, но с условием, если промежуточный пункт является открытым.
Если у игрока выпадает дубль, то он должен сделать четыре хода по столько очков, сколько выпало на одной из костей, т.е. если выпало пять и пять, то надо сделать 4 хода по пять пунктов.
Должны использоваться все числа, которые выпали игроку, при условии, что они допускаются правилами. Если есть хотя бы один возможный ход, то игрок обязан его сделать. Если один ход исключает другой, то следует выбрать тот ход, который использует максимальное число очков. Если же у игрока нет возможных ходов, то он пропускает ход.


Как побить и зарядить шашку

Пункт, который занимает тока одна шашка, именуется блот. Если шашка противника попадает в этот пункт, то блот считается побитым и шашка перемещается в бар. Первая обязанность игрока, чьи шашки находятся в баре – это зарядить их в доме противника. Шашка вступит в игру, только если переместится на пункт, номер которого соответствует выброшенному числу очков кости, но при условии, что эти позиции свободны. Пока все шашки не выйдут из бара, игрок не может двигать остальные шашки. Если после выведения из бара у вас остались неиспользуемые ходы, то их можно использовать как обычные ходы.


Как выбросить шашки из игры

Если игрок переместил все свои шашки в дом, он может приступить к удалению их за край доски. Выбрасываются те шашки, номера пунктов на которых они стоят, соответствуют количеству очков выпавших на костях. Т.е. если выпало 3 и 1, то выбрасываются шашки, стоящие пунктах с номерами 3 и 1. Если на пункте нет ни одной шашки, то нужно передвинуть шашку с большим номером пункта внутри дома на номер с меньшим пунктом. Если шашек с большим значением пункта нет - то нужно выкидывать шашки с меньшим номером. Игрок не обязан выкидывать шашку, ели он может совершить какой-либо ход внутри дома. Во время процесса выбрасывания шашек, все шашки обязаны присутствовать внутри дома. Если вашу шашку выбили, то ее необходимо завести в свой дом. Если вы ударили шашку соперника внутри дома, то она останется на месте. Её можно накрыть другой шашкой, но передвигать шашку после удара нельзя.

Даве

Нарды – это обычно игра на деньги, при условной ставки за одно очко. Любая игра начинается со ставки в одно очко. Во время игры, игрок может предложить своему противнику даве, т.е. увеличить ставки в два раза. Он имеет возможность это сделать, только перед началом своего хода, до броска костей. Если игрок, которому сделали предложения удвоить ставки, пасует, то он проигрывает эту партию в одно очко. Человек, принявший даве, становится владельцем куба, и только он может снова удвоить ставки. Встречное увеличение ставок в одной игре именуется басе, либо редабл. Если игрок пасует в этот момент, он проигрывает столько очков, сколько стояло перед этим редаблом. Ограничений на число редаблов нет.

Марс и Кокс

Если к моменту когда один игрок вывел все шашки за пределы доски, а проигравший не успел выбросить не одной шашки, то такая ситуация называется марс и количество проигранных очков удваивается. Если при марсе некоторые шашки находятся в баре, то такая ситуация уже называется кокс и проигранные очки утраиваются.